Карнавальная культура – очень старая. А карнавалов в Италии – великое множество. В каждом городе свой собственный, совершенно не похожий на другие. Но Карнавалу в городе Путиньяно нет равных.
Если можно себе представить, что люди празднуют почти два месяца, то даже наши «новогодние каникулы» не представляются уж столь длинными. Мощное, красочное, с ежедневными мероприятиями действо протяженностью от Рождества до Великого Поста. Почти два месяца бесконечного праздника. Окончанием которому являются Похороны. Похороны самого господина Карнавала...
А основания для этого знаменитого карнавала самые что ни на есть серьезные. Когда-то, в довольно далеком 1394 году, мальтийские рыцари перенесли мощи святого Стефана из маленького городка Монополи в маленький же городок Путиньяно. Уже тогда во время переноса к процессии присоединялись крестьяне с шутками, песнями, танцами. Не удивительно – святой Стефан – небесный покровитель города.
Вот и сейчас: первый день карнавала – это вручение огромной свечи (один президент – президент карнавала, вручает ее другому – президенту Комитета святого Стефана). Тем самым участники карнавала выражают почтение церкви и просят прощения за все бесчинства, которые натворят во время празднеств. Такое предварительное покаяние в будущих карнавальных грехах…
И каждый день этого двухмесячного карнавала – какое-то свое, ни на что не похожее ярчайшее действо. Есть День Медведя – 2 февраля (а-ля День Сурка). Ему всегда приписывались магические свойства – например, предсказывать погоду. Если погода в этот день удалась, то Медведя делают в виде стога сена, чтобы защититься от будущих погодных неприятностей. А уж если погода не удалась, то и хлопот нет – значит, обязательно будет хорошая. В этом «медвежьем фестивале» участвуют и все театральные группы города, дети, студенты, просто жители.
Есть и другие важные фестивали, со своими шуточными процессиями и ритуалами, конкурсами песен, парадами кукол из папье-маше.
Огромные платформы, украшенные всеми возможными способами, с разнообразными забавными или просто сатирическими композициями. На платформах громоздятся движущиеся огромные куклы самого чудного вида, пляшущие или поющие люди. Эти платформы (они так и называются – «Кореи маскерати») движутся по городу, где толпятся веселящиеся люди, проводятся свои мероприятия, все время что-то разное, но в целом, это – длительные веселые процессии.
Много стихов, причем, на злободневные темы – они читаются, они написаны прямо на платформах. Правда, используется, в основном, местный диалект. Но зато – чистое выражение народной политики: послания там несут строго социальную нагрузку, описывают насущные проблемы сегодняшней жизни. Даже темы международной политики затрагиваются.
Символ Карнавала – некий Фаринелла, в костюме из заплат из бело-зеленой ткани (цвета города) и колокольчиками на колпаке и в туфлях. Фаринелла – арлекин, некий образ человека-муки, ведь когда-то основными блюдами на столах крестьян были мучные – из ячменной и гороховой муки. Сделан Фаринелла настолько искусно и с выдумкой, что складывается впечатление, что делали его все 10 оставшихся от карнавала месяцев. Да и в целом – маски изумительной работы, соединение старинных традиций и современности, буйство форм и красок, фантазии и юмора.
Но есть и масса других фигур, сделанных не менее изобретательно, они высятся над платформами, двигаются, рядом с ними танцуют, поют, маршируют.
Когда-то важным ритуалом на карнавале был «Грохот» – народ начинал стучать в кастрюли и тазы, прогоняя из города зло и беды. Но гости-иностранцы были, видимо, немало напуганы, поэтому это ритуальное действо исчезло из прочих ритуалов карнавала. Но осталось множество других.
В предпоследний день Карнавала – тоже очень важное событие – процессия в шуточных масках и религиозных облачениях ходит по улицам, раздавая благословения на местном диалекте в народных (не церковных) выражениях. Процессия бродит по всем улицам, обрастая людьми, ее готовы принять в каждом доме для отдыха и угощения.
Эти шествия – вплоть до Похорон господина Карнавала. Здесь процессия уже являет собой шуточное его оплакивание – ведь впереди пост. Плакальщики рыдают и стонут, скрываясь за скорбными масками. За ними шествует вдова господина Карнавала, она тоже оплакивает мужа, не забывая при этом расхваливать его немыслимые достоинства. Вдова даже получает положенные соболезнования от самых что ни на есть действующих высших чиновников города.
А церковный колокол (Колокол Макарони) звонит медленно, он бьет ровно 365 раз, призывая потихоньку утихомириться, доесть скоромного, досмеяться и дорадоваться. С последним боем колокола рассыпается горсть пепла – наступает другое время. А символом конца карнавала становится свинья, как метафора избыточности и нарушения правил. Эту свинью из папье-маше сжигают на самой старой площади города. Это уже – символ очищения.
Время выпить последний бокал вина и станцевать последний танец, и плавно перейти ко времени ограничений, мыслей уже не о земном. Наступает Великий Пост...
Комментарии 7